Ссылка на варианты ЕГЭ по литературе http://www.seklib.ru/ege-po-literature.html

Часть 1


 

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя  первым  на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни  матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

     Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как  наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший  им  судить, заговорил сам:

     - Стойте! Наказание есть.  Это  страшное  наказание;  вы  не  выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем  самом!  Пустите  его,  пусть  он будет свободен. Вот его наказание!

     И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя  на  них  не  было туч.  Это  силы  небесные  подтверждали  речь  мудрого.  Все  поклонились  и разошлись. А этот юноша, который  теперь  получил  имя  Ларра,  что  значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша  громко  смеялся  вслед  людям,  которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его - не был человеком... А этот - был человек. И вот он стал жить,  вольный,  как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек - все, что хотел. В  него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и  не  встречался  с  людьми

лицом к лицу. Только издали видели его. И  долго  он,  одинокий,  так  вился около людей, долго - не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не  тронулся  с  места  и  ничем  не показал, что будет защищаться. Тогда  один  из  людей  догадался  и  крикнул громко:

     - Не троньте его. Он хочет умереть!

     И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал  им  зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А  он  дрожал,  слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь  за  нее  руками.  И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его  ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали  за  ним.  Вот  он  встал  и,  подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в  грудь.  Но  сломался нож - точно в камень ударили им. И снова он упал  на  землю  и  долго  бился головой об нее. Но земля отстранялась от  него,  углубляясь  от  ударов  его

головы.

     - Он не может умереть! - с радостью сказали люди. И ушли, оставив  его. Он лежал кверху лицом и видел  -  высоко  в  небе  черными  точками  плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая  смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким  будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков - ничего. И  все  ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И  нет  ему  места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!"

     Старуха вздохнула,  замолчала,  и  ее  голова,  опустившись  на  грудь, несколько раз странно качнулась.

                                                             (М.Горький «Старуха Изергиль»)

 

В1. Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В.А.Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в данном произведении.

 

В2. Рассказ Изергиль о Ларре нравоучителен и фантастичен. Укажите жанр, к которому его можно отнести.

 

В3. К какому приёму прибегает рассказчица: «И вот он стал жить, вольный, как птица»?

 

В4. В речи Изергиль зачастую нарушается прямой порядок слов («силы небесные», «крикнул громко» и т.п.). Каким термином обозначается подобное нарушение?

 

В5. Описывая скитания Ларры, Изергиль многократно использует один и тот же глагол («И вот он ходит, ходит повсюду… И всё ищет, ходит, ходит…»). Как называется эта стилистическая фигура?

 

В6. Судьбе Ларры в рассказе противопоставлен сюжет о Данко, пожертвовавшем собой во имя любви. Как называется резкое противопоставление предметов или явлений («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»)?

 

В7. Как называется намеренное преувеличение признаков и свойств предметов или явлений («В его глазах было столько тоски, что можно было бы отправить ею всех людей мира»)?

 

С1. Что имел в виду мудрец, утверждающий, что наказание Ларры – в нём самом?

 

С2. В каких произведениях отечественной классики звучит тема «гордого человека» и в чём эти произведения созвучны горьковскому рассказу?

 

 

Часть 2.

* * *

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он,—

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,—

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

                        (М.Ю. Лермонтов, 1837г.)

 

В8. Как называются образные определения, служащие средством художественной выразительности («ландыш серебристый», «таинственную сагу» и т.п.)?

 

В9. Слива, ландыш, студёный ключ в стихотворении наделены человеческими свойствами. Каким термином обозначается это художественное средство?

 

В10. Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении одинаковых согласных звуков в строке («Когда студёный ключ играет по оврагу…»).

 

В11. В стихотворении воссозданы картины русской природы. Как называется описание природы в художественном произведении?

 

В12. Укажите размер, которым написано лермонтовское стихотворение (без указания количества стоп).

 

С3. Каким предстаёт внутренний мир лирического героя стихотворения Лермонтова?

 

С4. В каких произведениях русских поэтов отображена духовная связь человека и природы и как эти произведения соотносятся с лермонтовским стихотворением?

 

 

Часть 3

С5. 1. Чем объясняется неоднозначность отношения Гринёва к «злодею» и «самозванцу» Пугачёву? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

 

С5. 2. Что делает Катерину «чужой» в калиновском мире? (По драме А.Н.Островского «Гроза».)

 

С5. 3. В чём своеобразие любовной лирики А.А.Блока?

 

 

Бобчинский (…) Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая).Недурной наружности, в партикулярном платье...

Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба) много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: "Здесь что-нибудь неспроста-с". Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: "Кто, говорит, этот молодой человек?" - а Влас и отвечает на это: "Это", - говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... "Это, говорит, молодой человек, чиновник, - да-с, - едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить". Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. "Э!" - говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: "э!"

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. "Э! - сказали мы с Петром Ивановичем. - А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию?" Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотицию, - ревизор.

Городничий (в страхе). Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, - больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина.

Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.)

Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? - ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге "Деяния Иоанна Масона"...

Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?

Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.

Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей…

                                                           (Н.В.Гоголь, «Ревизор».)

В1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор».

 

В2. Назовите литературное направление, которое достигло расцвета во второй половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в гоголевской пьесе.

 

В3. Приведённый фрагмент передаёт оживлённую беседу героев. Как называется данная форма общения персонажей в художественном произведении?

 

В4. Укажите термин, которым обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы («перебивая», «в страхе» и т.п.)

 

В5. В основе действия пьесы – противостояние чиновников города N и мнимого ревизора. Как называется противостояние, противоборство, служащее стимулом к развитию действия?

 

В6. Сцены чтения письма и появления Бобчинского и Добчинского с известием о ревизоре дают ход основным событиям пьесы. Укажите термин, обозначающий этот этап развития действия.

 

В7. Один из гоголевских принципов отображения жизни – чтобы мелочь «бросилась бы крупно в глаза всем». Как называется подобная «мелочь», значимая подробность в художественном тексте («зуб со свистом» во рту у Добчинского, тарелки с сёмгой, привлёкшие внимание Хлёстова и т.п.)?

 

С1. Почему городничий с такой лёгкостью поверил болтунам Бобчинскому и Добчинскому?

 

С2. В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

 

 

 

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

                        (А.А.Блок, 1902г.)

 

В8. Укажите название поэтического течения, одним из ярких представителей которого был А.А.Блок.

 

В9. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («бедный обряд»)?

 

В10. Укажите название тропа, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие («Высоко бегут по карнизам // Улыбки, сказки и сны»).

 

В11. Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке («В мерцанье красных лампад»)?

 

В12. Третья и четвёртая строфы стихотворения начинаются с одного и того же слова. Как называется эта стилистическая фигура?

 

С3. Какой предстаёт в стихотворении А.А.Блока «идеальная»возлюбленная?

 

С4. В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А.А.Блока?

 

С5.1 Каким образом в «Слове о полку Игореве» выражена мысль о единении Руси?

 

С5.2 Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие?

 

С5. 3 Кого из героев комедии А.П.Чехова «Вишнёвый сад» можно назвать «недотёпами» и почему?

© kosareva-allapetrovna  2011 г.

Бесплатный хостинг uCoz