Конкурс педагогических эссе " Моя педагогическая философия"

        Утро. Первое сентября 19.. года. Молодая, красивая мама и я с огромным букетом гладиолусов стоим у школьного крыльца. Кто из  этих волшебниц станет моей учительницей? Помню эти мгновения, словно вчера все  было. И вот выходит к нам Тамара Вивиановна Большакова. Она стала для меня тем лучиком, чей теплый и ясный свет  ощущаю до сих пор. Именно тогда зародилась в моей душе мечта, которая с годами превратилась в твердую уверенность:  хочу быть учителем!

    Потом, конечно, были и другие. Не менее талантливые, увлеченные, очень творческие. Но Тамара Вивиановна была первой. Помню ее, горжусь своей учительницей и говорю огромное спасибо, что именно она повлияла на мой выбор.

    Сегодня я не представляю своей жизни без школы. Это стало чем-то большим, чем просто любимая работа. Это своеобразный, очень индивидуальный образ жизни. Захожу в свой кабинет, который через минуту заполнится ребячьими голосами, беру в руки мел и четким, ровным почерком пишу: « Второе сентября. Классная работа». Не представляю, что наступит момент, когда я  не увижу глаз своих учеников, не услышу их голосов, с увлечением читающих Пушкина, Заболоцкого или Ахматову. Лучше об этом пока не думать.

    А пока…Снова утро, дорога в школу, гул и шум перемен, работа на уроках. Они пришли сюда учиться. Учиться у меня. А значит, я должна сделать все, чтобы их жизнь стала интересной, творческой,  должна не просто научить их читать стихи , повести, писать диктанты, но и научить мыслить. По-моему, это самое важное.

    Мой самый любимый возраст – это пятиклассники и десятиклассники. Первые -  уже не маленькие, но еще и не взрослые, с увлечением читающие сказки и робко пытающиеся  дать оценку поступкам литературных героев. У них горят глаза, на лицах улыбки. А еще они очень любят разные творческие задания и негласно соревнуются между собой.  Вторые – еще дети, но стараются казаться взрослыми. В них еще бушует юношеский максимализм, они готовы  отстаивать свою точку зрения до хрипоты, но это уже почти  выпускники, хорошо понимающие, что скоро закончится  детство, и нигде их не будут так любить и лелеять, как в родной школе. Иногда в их глазах мелькнет искра сожаления, что уходит счастливая беззаботная пора, а иногда уже мелькает и другое: мечта о будущем.

       Утро для меня начинается с приветствия ребят и добрых искренних  улыбок. Утро начинается с …настроения. А его мы создаем вместе. Уютный, любимый кабинет, атмосфера доверия и желания узнавать новое.   Первый звонок.   «Доброе утро, Алла Петровна!» «Доброе утро!». «А я дочитал «Динку». Очень понравилась книжка!» «А я с мамой была на книжной ярмарке, встречалась с писателем Владиславом Крапивиным. Давай попробуем пригласить его к нам! Пожалуйста!» 

       Это – шестиклассники. Искренние, непосредственные, привыкшие делиться со мной всем интересным, что произошло в их жизни за те дни, что мы не виделись. Они, к счастью, пока еще читают, им все интересно, увлекательно.  Сейчас зададут еще один вопрос, который волнует их больше всего. Точно! « А когда мы поедем в гости к Пушкину?»   Неделю назад объявила, что всех желающих приглашаю в увлекательное путешествие – в гости к Пушкину, в Захарово, где прошло  детство поэта.  Путешествовать хотят все!

    Это еще одно мое увлечение – показывать детям мир, путешествовать вместе с ними по самым увлекательным и познавательным маршрутам. С какой гордостью рассказывают они потом одноклассникам о том, что видели своими глазами дом Пушкина,  возложили цветы к его могиле, почитали свои стихи о поэте у памятника в Пушкинских Горах.  Это – ожившая история. У меня была ученица, которая после поездки в Михайловское призналась, что под впечатлением от всего увиденного, она не могла уснуть три ночи подряд – снился дом в Михайловском, еловая аллея, изогнутые мостики,  огненные клены перед домом поэта. Творческий отчет о поездке она оформила в виде дневника и закончила стихотворением собственного сочинения:

Усадьба. Осень. Листопад.

Дом Пушкина на взгорье.

Поэт осенней смуте рад –

Она бодрит здоровье.

Здесь гений творчества живет.

Бреду дорожкой сада.

На лужах – заморозков лед,

И в инее – ограда.

Парк. Тишина. Лишь ветер злой

Деревьев верх колышет.

И вдруг: « Секундочку! Постой!»

Дух Пушкина здесь дышит.

Гулял здесь гений с Анной Керн,

Ей льстил стихотвореньем.

Денек  осенний хмур и сер…

Но – «чудное мгновенье»!

 Я храню этот дневник до сих пор и читаю на уроках в 9 классе.

     Где только не побывали мы за эти годы!!!  Санкт-Петербург и Тверь, Тула и Константиново, Спасское –Лутовиново и Орел, Псков и Великий Новгород, Карелия, Ярославль, Ростов Великий. И еще очень много разных мест, память о которых очень надолго остается в ребячьих сердцах. Ведь они едут туда не только узнавать что-то новое, но и общаться, едут за романтикой.

    Я всегда переживаю, когда дети вырастают и уходят в большую жизнь. Понимаю, что так и должно быть, но все же…Главное, ЧТО они заберут с собой в эту жизнь.

  Я люблю свою работу!! Люблю своих талантливых и не очень учеников , люблю когда выпускники  приходят в гости, радуюсь этим встречам! Сколько добрых слов говорят они, сколько ярких моментов школьной жизни  осталось в их душе! В этом есть и частичка моего труда, частичка моей души, моего сердца.

 

© kosareva-allapetrovna  2011 г.

Бесплатный хостинг uCoz